Балет Арама Хачатуряна — драматическая и эпическая хореографическая поэма, основанная на реальных событиях Древнего Рима I века до нашей эры. В центре сюжета — восстание гладиаторов и рабов, возглавленное храбрым фракийцем Спартаком, и его трагическое поражение от легионов римского полководца Красса.
Исторические корни балета уходят в труды античного биографа Плутарха, который в «Сравнительных жизнеописаниях» рисует Спартака как личность необыкновенную: «не только смелую и сильную телом, но и превосходящую своё положение умом и душевной добротой». Красса же Плутарх описывает иначе: «много добродетелей украшали его, но жажда богатства затмевала их — и именно эта страсть, подавив остальные пороки, делала их почти незаметными».
Эта глубокая психологическая контрастность — благородство Спартака и амбициозная жестокость Красса — легла в основу как музыкального языка Хачатуряна, так и хореографической концепции Юрия Григоровича. В их творческом синтезе герои обретают не просто историческую, но и философскую значимость — как символы свободы и тирании, духа и власти, человечности и цинизма.